среда, 19 июня 2013 г.

Рисование с малышом.

Отличная статья! Сохраняю себе)
Рисунки на обоях, на полу, на собственных конечностях и, случайно, на маминой футболке – это современная реальность младенческого самовыражения. Ведь почти любая нынешняя мама уверена: чем раньше она даст своему малышу возможность попробовать себя в качестве художника или там маляра, тем лучше и полезнее.


 Когда я была мамой малыша, то, как и большинство мам, вовсе не стремилась оспаривать эту вполне себе неплохую идею, и предлагала сыну размазывать содержимое банок с пальчиковыми красками по старым обоям и собственной коже, рисовать восковыми мелками и шлёпать акварельные кляксы куда попало. Стала ли эта сопряжённая со знатной уборкой деятельность причиной его последующей запойной страсти к рисованию или нет, нынче сказать нельзя. Зато можно поделиться теми принципами и играми, которые я сформулировала для себя по поводу изобразительного творчества самых-самых маленьких.


Мамы вообще любят переживать по любому поводу. Даже по поводу рисования. Некоторые мамы переживают, что ребёнок не рисует – ну вот совершенно не интересуется рисованием. У тех вон каждый день по новой упаковке пальчиковых красок расходуется, у этих уже вовсю «головоногов» рисует, а наш кисточку выбросил и воду для её ополаскивания выпил, вот и всё рисование. Другие переживают, что ребёнок слишком много рисует. Как это, других увлечений совсем нет? Может что-то с этим не так? Третьи переживают, что рисует, но что-то не то. Рисует одно и то же – одних сплошных цыплят по сто штук в день на ста листочках. Или возьмёт и весь лист одним цветом закрашивает, да ещё и – страшно сказать – чёрной краской!.. Так вот первым моим важным принципом поведения по поводу детского рисования – да и не только его – стала максима «не переживать попусту».
Все остальные идеи можно сформулировать более кратко, и они суть следующие:
  • Рисовать – это полезно. Даже если это не станет излюбленным способом отображения внутренних переживаний или выплеска внешних впечатлений, рисовать полезно с точки зрения развития графомоторики, цветового восприятия, сенсорного опыта. Поэтому если ребёнок не стремится сам рисовать, стоит приложить какие-то усилия, чтобы увлечь его этим.
  • Не стоит ждать, что малыш младше 3-х лет нарисует сюжетную картину, и уж тем более глупо это требовать. Часто не стоит даже ожидать изображения какого-либо осмысленного объекта, допустим, домика, в младшем возрасте детям интересно знакомиться и возиться с материалом, а не рисовать домики и портрет мамы.
  • Малыши любят смотреть, как рисуют взрослые. В худшем случае они с удовольствием наблюдают за этим процессом и просят нарисовать что-нибудь ещё, в лучшем – начинают подражать маме или папе. Даже если мы имеем дело с худшим случаем, это всё равно занятный вариант совместного досуга. Большинство взрослых рисовать не умеет, я отношусь к этому самому большинству, но приобретение книжек типа «Как нарисовать Джоконду за 30 секунд в 5 шагов, используя одни круги» творит настоящие чудеса. Я довольно быстро освоила любимых представителей фауны, а потом, с помощью сына, даже роботов-трансформеров.
  • Если мама и папа не имеют специального образования, то не стоит становиться доморощенным психологом и, наслушавшись баек о психологических тестах по рисункам, ставить диагнозы ребёнку и делать далеко идущие выводы о его самооценке или начинающейся депрессии, опираясь на очередные каракули. Скорее всего, чёрный цвет он выбирает вовсе не потому, что видит во сне Мэрлина Мэнсона, а просто как наиболее контрастный и для него удивительный, а летающие деревья рисует не потому, что имеет искажённое впечатление о реальности, а по той простой причине, что не имеет понятия о перспективе и о необходимости её придерживаться.
  • Вопрос, давать ребёнку образцы или предоставить полный простор для самостоятельного творчества, в последнее время очень даже актуален, ведь кто-то стремится научить ребёнка правильно и единообразно изображать ёлку, крокодила и цветочек, а кто-то ратует за полностью свободное творчество, без каких бы то ни было шаблонов. Правильного и единственно верного ответа на него никто не дал, я же со своим ребёнком решила придерживаться принципа золотой середины: я с удовольствием покажу ему, как, по-моему, можно изобразить то или другое, у нас есть довольно любопытная библиотека самых разных руководств по рисованию, но я никогда не вмешиваюсь в его рисунок и не объясняю, как, что и где ему стоило бы нарисовать, если уж он хочет изобразить то, что задумал.
  • Нешуточные дискуссии идут и по поводу материалов для рисования. Кто-то считает, что ребёнок может рисовать чем угодно, лишь бы рисовал, другие говорят, что пусть лучше совсем не рисует, чем возьмёт в руки фломастер, ведь после фломастеров ребёнок ни за что не станет рисовать карандашами или красками, это будет слишком сложно. У нас дома фломастеры были и остаются в почёте, как и все остальные рисующие принадлежности, но тут, безусловно, возможны варианты. Те же самые споры вызывают раскраски: стоит ли предлагать их ребёнку, или это загубит полноценное творчество? Впрочем, раскраски вполне достойны отдельной темы для обсуждения!
  • В раннем возрасте рисование – это совместная деятельность. Здесь не может быть «малыш рисовал», смысл есть только в «мы вместе рисовали» (которое порой подразумевает даже и такое: «я рисовала каляки, а ребёнок смотрел и смеялся»).
В период от года до трёх можно поиграть с малышом в рисование множеством самых разных способов. Перечислим самые излюбленные:
1. Рисование на больших листах бумаги пальчиковыми красками. Многие используют для этого старые обои, но подойдут и дешёвые газеты, и дорогой ватман.
2. Рисование ватными палочками по чистым листам и готовым шаблонам (рисовать капельки дождя, которые падают из тучки, семечки, которые вызрели внутри подсолнуха и другие украшения и детали).
3. Обведение готовых фигур и силуэтов по трафаретам. Когда надоест обводить руками, можно воспользоваться воздушными фломастерами blo-pens.
4. Рисование с помощью штампов. Можно купить уже готовые штампы, а можно вырезать их из поролоновых губок, картофеля, использовать связку листьев салата, чтобы «печатать» цветы. Интересные рисунки получаются с помощью толстой нитки, которую окунули в краску.
5. Использование для рисования валиков. Валики могут быть как малярными, для закрашивания сплошным цветом большого листа бумаги, так и фигурные, для того, чтобы рисовать длинные фигурные полоски и узоры.
6. Рисование не только красками на бумаге, но и пальчиком по рассыпанной манке, на световом столе для рисования песком, по обычному песку на пляже, палочкой или варежкой по свежевыпавшему снегу.
7. Рисование на бумаге разной формы (круглой, квадратной, огромной, малюсенькой, кривой, ровной…), разного цвета (рисунки белым по чёрному фону получаются очень красивыми), разными материалами (не забываем о множестве разновидностей красок, мелков, карандашей, которые сегодня можно найти в самых разных магазинах).
8. Рисование на объёмных формах разных фактур. Специальными акриловыми красками можно раскрашивать камни, дерево, шишки и пластик, бутылки и другие стеклянные вещи раскрашиваем специальными витражными красками, есть свои краски и фломастеры для ткани.
9. Предлагайте ребёнку доделывать и дорисовывать предметы вслед за вами: лепестки цветка украшаем точками, у пчелы рисуем чёрные полоски, у дерева зелёные кляксы, которые должны изображать листочки).
10. Рисование с помощью круглого предмета (шарик, мячик, мандарин). Сначала можно густо намазать на листок краски разных цветов, затем приложить сверху шарик и от души покатать его по листу бумаги ладошкой. Получается весьма жизнерадостная абстракция!
11. А ещё краску можно разбрызгать. Окунаем кисть или зубную щётку в разведённую с водой акварель и брызгаем на бумагу (и на себя конечно).

Творческих вам поисков и находок!
Материал взят с портала http://fly-mama.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий